Москва изменить город
Ваш город
Москва
Нет, выбрать город Да, Верно
Квесты в Москве \ О квестах \ Что такое квесты. «Запертая комната» как новое городское развлечение

Что такое квесты. «Запертая комната» как новое городское развлечение

В последнее время в городах России набирает популярность новое развлечение —«квесты в реальности», они же — игры из серии«выйди из комнаты». Все больше людей добровольно отдают свои деньги, чтобы быть запертыми в комнате с кучей головоломок, которые необходимо решить за отведенное время.


Может, вы даже слышали слово«квест», но совсем не знаете, что это и как в это«играть»? Давайте разберемся, откуда пошло это развлечение, и как так получилось, что именно Россия стала одним из лидеров в этой новой индустрии.


История квестов

Что такое квесты. «Запертая комната» как новое городское развлечение


Началось всё, пожалуй, с компьютерных игр. На заре своего развития многие из них заимствовали сюжеты из искусства и реальной жизни. Теперь же все наоборот — по играм снимают фильмы и пишут книги, а на их основе придумывают семейные развлечения. Самый современный пример — живые квесты, о которых, собственно, и пойдёт речь.


Само слово quest переводится с английского как«искать что-либо» и обозначает жанр компьютерных игр. В квестах вы, как правило, играете за определенного персонажа и должны, решая головоломки и общаясь с другими персонажами, продвигаться вперед согласно заранее определенному сюжету.


Самые удачные квесты могут похвастаться наличием нескольких сюжетных линий, выбирать которые может сам игрок. Некоторые квесты далекого прошлого обладали столь захватывающим сюжетом, что для завлечения игроков им не требовалась даже особой видеографики, а события разворачивались в текстовом виде.


За всю историю компьютерных игр популярных квестов было выпущено очень много. Появилось и множество поджанров, самый успешный из которых назывался«escape the room» —«выберись из комнаты». Суть этой игры отражена в её названии: ваш герой оказывается заперт в некой комнате, откуда ему надо выбраться всеми доступными способами.


Подобные игры зачастую вообще не сопровождаются каким-либо значимым сюжетом, акцентируя внимание игрока на задачах и окружающей обстановке. Особенно популярны «комнатные квесты» стали с распространением смартфонов — даже сейчас значительную часть среди лидеров по скачиванию составляют именно эти игры. Тем удивительнее то, насколько долго данная идея не имела воплощения в реальности.


Из компьютера в реальность

Первые удачные попытки перенести в реальность виртуальный квест, в котором надо выбраться из комнаты, относятся к 2006 году. Именно тогда в Кремниевой долине в США группа энтузиастов, работающих программистами, соорудила аттракцион под названием "Origin". Он был вдохновлен рассказами Агаты Кристи и носил детективную направленность. Развлечение быстро стало популярным местом для туристов, и с тех пор идея стала постепенно развиваться.


В том же году попытки соорудить нечто похожее предпринимались и группой студентов из Гонконга. Правда, в их случае квест создавался исключительно для собственного развлечения во время летних лагерей. Тем не менее, попытки китайских студентов не прошли незамеченными – через несколько лет именно Гонконг стал одним из городов, где данное развлечение начало приобретать массовый характер.


Начиная с 2008 года в США и Японии уже начали возникать первые компании, организующие живые квесты. Они начали экспортировать это развлечение в Китай, Индонезию, Сингапур, Австралию и другие страны.


В Европе долгое время столицей живых квестов был, как бы это неожиданно не звучало, — Будапешт. В 2013 году в венгерской столице функционировало более 20 различных компаний, предлагавших свои комнаты с головоломками. Именно Будапешт стал местом, где россиянин Богдан Кравцов понял, что это развлечение отлично приживется и в России.


Из Будапешта в Москву

Богдан Кравцов — создатель компании«Клаустрафобия» — которая одной из первых стала устраивать живые квесты в России. По его словам, идея перенесения комнатных квестов в реальность пришла к нему неожиданно — во время поездки в электричке. Как и любой человек, Кравцов сразу же полез в Google и обнаружил, что за границей такие квесты уже давно не редкость. А вот в России ничего подобного тогда еще не было.


Поездка за границу и испытание квестов в Будапеште оставили у Кравцова двойственное впечатление. Во-первых, это оказалось действительно захватывающим и многообещающим развлечением. Во-вторых, он сразу увидел, сколько всего можно в этом деле улучшить.


По мнению создателей «Клаустрофобии» живые квесты за границей выглядели довольно просто и дешево. К примеру, лучшие квесты Будапешта представляли собой набор монотонных заданий, лишенных какой-либо захватывающей атмосферы. А в случае азиатских квестов дела обстояли еще хуже.


Самый успешный из аттракционов Бангкока оказался бизнесом приезжего австралийца и тот по секрету рассказал россиянам, что квесты для азиатов и европейцев делаются различными. Если европейцы с удовольствием решают головоломки, то для азиатов заветные ключи просто хорошо прячут в разных местах комнаты.


Было очевидно, что если подойти к этой идее с большей отдачей, то можно достичь качественно нового уровня. Так, благодаря усилиям создателей«Клаустрофобии», в Москве появились первые в России живые квесты —«Больница» и«Советская квартира».


Наш ответ

В отличие от заграничных квестов, где в одну тесную комнату могут сразу запускать целую толпу народа, в отечественных квестах обычно могут принимать участие не более четырех (редко — пяти) человек. Сами помещения при этом по площади вполне соответствуют небольшой двух- (иногда трёх-)комнатной квартире.


Разумеется, «большие» квесты у нас тоже есть: сейчас на рынке хватает предложений для компаний из 6, 8 и даже 20 игроков. Впрочем, таких игр пока не так уж и много.


На решение всех задач, а их набирается от 10 до 20 (в зависимости от сложности), отводится ровно час. Сами задачи могут располагаться во времени как линейно, когда надо решать одну за другой, так и параллельно — когда можно заниматься хоть всеми сразу. За процессом с помощью нескольких видеокамер следят операторы, которые, по просьбе игроков, могут вмешиваться в процесс игры. Например, давать небольшие подсказки игрокам, задумавшимся над какой-нибудь заковыристой загадкой.


Сами головоломки, разумеется, держатся в строгом секрете. Квест нельзя фотографировать и даже в прессе трудно найти какие-либо значимые подробности. Оно и понятно: если вы будете знать развязку квеста и ответы на головоломки, то проходить его будет попросту неинтересно. Единственное, что открыто для будущего игрока — это сюжет.


Если еще год назад выбирать из сюжетов особенно не приходилось, то сегодня доступна, кажется, абсолютно любая тематика — научная фантастика, пираты, фэнтези, антиутопия, Средневековье, Гарри Поттер, тюрьма и бандиты, война, исторические события, стимпанк, сюжеты кинофильмов и многое другое.


Но, самое главное, что с годами квесты становятся более высокобюджетными, то есть более качественными. И если раньше, играя в квест, вам нужно было серьезно включать фантазию, то теперь отличные декорации и максимальная реалистичность с первой минуты погружают вас в атмосферу игры, создавая абсолютно неподдельные эмоции.


Кстати, во многих квестах создатели используют оригинальные предметы, а не делают с них дешевые копии: например, в исторических«комнатах» часто бывают вещи, взятые напрокат из музеев той эпохи, или это могут быть действительно аутентичные предметы, купленные с рук или найденные даже не в России, если это необходимо по тематике, которой посвящен сюжет квеста.


Пора играть

С точки зрения бизнеса, рынок квеструмов оказался более чем успешным. Цифры говорят сами за себя — изначальные вложения первых создателей квестов окупились буквально за несколько недель, хотя сами создатели рассчитывали отбить деньги в лучшем случае за полгода.


Самое интересное, что рекламного бюджета у той же «Клаустрофобии» по сути не было. Дело в том, что одним из первых посетителей аттракциона стал известный дизайнер Артемий Лебедев (его студия, к примеру, делала дизайн «Яндекса»), оставивший в своем блоге очень положительный отзыв.


Если вы сами хотите стать игроком, то сделать это очень просто. Для начала можно зайти на специальный сайт, где собираются все доступные предложения по квестам и попробовать отыскать, например, ближайший к вашему дому. Или выбрать из удобных вам по расписанию.


Сюжеты, как уже было сказано, есть абсолютно на любой вкус. При этом множество квестов подходят для посещения с детьми, значит — можно смело отправляться решать головоломки всей семьей. Но помните, что на популярные квесты стоит записываться загодя, потому что за день или два до самой игры попасть на них из-за большого количества желающих кратно труднее, чем, скажем, за неделю.


С чего начать

Самый первый квест в вашей жизни — самый запоминающийся: плохой или хороший, вы всё равно запомните его. Но лучше, конечно, выбрать хороший. И чтобы сделать правильный выбор, вот вам несколько простых рецептов.


1) Сложность. Очень важно в первый раз выбрать правильный по уровню сложности квест. Не стоит начинать сразу с мозголомной комнаты, ведь в первый раз вам захочется разобраться, как здесь всё работает, не правда ли? Кроме того, само ощущение от того, что вы прошли квест, ни с чем не сравнится.


Так что для начала сходите на несколько квестовых сайтов и выберите что-нибудь из комнат начального уровня сложности. Обычно создатели «эскейпов» помечают такие одной звёздочкой (по пятибалльной шкале) или прямо указывают, что эта комната рекомендуется новичкам.


А ещё обязательно посмотрите нашу подборку самых простых (но от того не менее увлекательных) квестов Москвы.


2) Формат. Если вы не любитель фантастики или космоса, то зачем вам начинать с квеста про какое-нибудь межгалактическое путешествие? А если вы не любите когда вас пугают, то зачем вам сразу бросаться на амбразуру и идти на "хоррор"?


Начните с чего-нибудь нейтрального или того, что вам по душе. Мальчики, например, больше любят квесты, связанные с наукой или высокими технологиями: им нравится, когда в квесте нужно крутить какие-нибудь ручки, соединять приборы и зажигать лампочки. Девочкам, как правило, больше по душе антураж и хитроумные логические загадки.


Самый верный способ выбрать квест — читать описания комнат на сайтах квеструмов. А ещё можно посмотреть нашу специальную подборку.


3) Количество участников. Если вы рассчитываете пойти на свой первый квест вдвоем со своей девушкой или молодым человеком, то выбирайте такой, где в количестве участников указано от 2 до 4 человек, потому что существуют квесты, где вдвоем справиться реально трудновато из-за количества загадок.


Если собрались большой компанией, тогда ищите квесты, где много комнат и много задач, чтобы всем было веселей. Посмотрите нашу подборку квеструмов для любого количества участников. Наверняка найдёте что-нибудь для себя.


Удачи!