Москва изменить город
Ваш город
Москва
Нет, выбрать город Да, Верно
Квесты в Москве \ О квестах \ Из чего выросли современные квесты: история активных игр

Из чего выросли современные квесты: история активных игр

Квесты в реальности — явление для России довольно новое, но быстро набравшее популярность. Первые «эскейп-румы» за несколько лет от никому неизвестного развлечения для узкого круга людей стали известны почти каждому социального активному жителю мегаполиса. Не секрет, что квесты в реальности пришли в Россию из Европы, но давайте разберемся, так ли ново это занятие само по себе?

Конечно, нет. Люди играют в игры очень давно. Прадеды квестов — это почти любые командные игры с конкретным заданием: найти клад, например. Но есть у квестов и более недавние предки, например, телевизионное шоу «Форт Боярд».

Но обо всём по порядку.

Прадедушки квестов

«Казаки-Разбойники»

Из чего выросли современные квесты: история активных игр

Пожалуй, в этого дедушку всех современных квестов играл каждый из нас. И пускай называться в зависимости от страны или региона игра могла немного по-другому (например, «Бандиты-милиционеры» или «Наши-немцы»), правила везде были практически идентичны.Участники делятся на две команды — собственно «разбойников» и «казаков».

Собственно, первые убегают прятаться, заранее придумывая некое слово-пароль. Через отведённое для пряток время «казаки» начинают искать разбойников.

Задача простая: либо изловить всех разбойников до единого, либо поймать одного и путём «пыток» (ненастоящих, конечно, а детских, «понарошку») выведать у него заветный пароль. Чем не поиск кода, который позволит открыть дверь, как в современных «эскейп-румах»?

Примечательно, что в некоторых вариациях игры «казакам» предлагалось искать какой-нибудь дополнительный артефакт «разбойников». Например, клад.

«Зарница»

Из чего выросли современные квесты: история активных игр

Эту игру точно вспомнят читатели постарше, заставшие времена пионеров и сами успевшие побыть ими. И поездить в пионерские лагеря. Интересно, что полностью «Зарница» именовалась «Пионерской военно-спортивной игрой», то есть предполагалось, что она не только (и не столько) помогала детям развиваться физически, но и учила их в случае чего отражать атаки потенциального противника. Впрочем, от этого игра становилась только интереснее, особенно для мальчишек.

Правила предельно просты. Играющие в «Зарницу» делятся на две команды, судью и нескольких нейтральных наблюдателей. В начале игры арбитр выбирает для каждой команды базу. Ею может быть какая-нибудь приметная точка на местности: дерево, камень, кустарник, постройка.

Каждая из команд размещает на своей базе флаг (или любой похожий объект). Цель игры — захватить этот самый флаг, «обезвредив», таким образом, базу противника.

Перед началом раунда каждому участнику выдаются так называемые «жизни» в виде, например, погон. Рядовым игрокам достаются по две жизни, а капитанам команд — по четыре. Погоны нужно срывать с противника во время игры, обозначая, что он ранен (остался один погон) или убит (все погоны сорваны). В некоторых разновидностях игры раненый игрок не имеет права бегать по полю, а может только ходить.

Интересно, что победить можно и без захвата флага, а просто по очкам. Очки начисляются за «убийство» солдат противника и отнимаются за неспортивное поведение и нечестную игру. Кроме того, очки можно было получить за выполнение дополнительных заданий: розжиг костра, установку палатки и т. п.

Согласитесь, это ну очень похоже на современные квесты, особенно компьютерные? В виртуальной реальности вы точно так же можете решать задачки и выполнять поручения других персонажей, зарабатывая очки и виртуальную валюту. Кроме того, «захват флага» — популярный формат компьютерных стрелялок.

Из чего выросли современные квесты: история активных игр

Вот как «Зарницу» вспоминает одна из участниц игры:

«Необходимо было пройти полосу препятствий и минное поле, показать себя в ориентировании и владении рацией. Смешная суета была при неожиданных возгласах: «Вспышка слева, вспышка справа», при выполнении этих команд нужно было ложиться на землю в нужном направлении, прикрываясь от огня.

Вспоминается и нелюбимая всеми «зона заражения», где необходимо было показать умение пользоваться противогазом. Значительно решал исход игры огневой рубеж. Зимой снежки отлично выполняли роль снарядов. Здесь необходимым было умение правильно сделать свой снежный снаряд, скатать его в такой снежно-ледяной комок, чтобы уж наверняка поразить любую мишень.

И самая веселая заключительная часть игры «Захват знамени» или «Захват высоты». У каждой команды своя база, свой флаг. Цель команды – захватить базу и флаг противника, но при этом удержать свою высоту и спасти свое знамя.К этой части «Зарницы» готовились заранее. Из картона и цветной бумаги вырезали погоны и пришивали их на плечи к одежде. Пришивали очень крепко, что бы их невозможно было с легкостью оторвать. Погоны – это главный атрибут жизнедеятельности участника игры. Если погоны сорваны, значит, убит. Если сорван один погон – значит ранен. В командах определялась тактика и стратегия захвата, распределялись люди, все как в настоящих военных действиях.

В заключение игры нас, мокрых и снежных, немного замерзших ждала полевая каша, горячий чай и результаты игры».

Квест в телевизоре

Форт Боярд

Из чего выросли современные квесты: история активных игр

Этот легендарный телевизионный проект вам наверняка хорошо знаком: каждый, кто хоть раз включал на выходных телевизор, вспомнит и Старца Фуру, и Паспарту. Кстати, в России последний выпуск «Боярда» показали буквально пару лет назад, а во Франции, где и появилось шоу, оно идёт и по сей день.

Пожалуй, из всех примеров в нашей подборке «Форт Боярд» больше всего похож на современные квеструмы. Ведь по ходу игры команде приходилось именно что выходить из запертой комнаты, решая головоломки. А наградой за каждую из комнат становился ключ.

Единственно отличие в том, что в «Форте» комнаты проходились почти всегда одним (иногда парой) участников. Остальные члены команды следили за своим коллегой по специальному телевизору, давая через дверь ценные советы и подсказки.Делают «Форт» почти полторы сотни человек. Каждый сезон они отправляются туда, чтобы подготовить крепость к съемкам очередных выпусков передачи. В команду входит огромное количество специалистов: бутафоры, художники-декораторы, инженеры, готовящие всякие хитроумные механизмы, специалисты по свету и звуку.

В общем, всё как в «эскейп-румах», только подороже и помасштабнее. Оно и не удивительно, телевидение всё-таки. Впрочем, сейчас многие квесты, пожалуй, сравнялись с «Фортом» по качеству декораций, антуражу, а то и по количеству специалистов, готовящих рум.

Городские квесты

Из чего выросли современные квесты: история активных игр

В этой категории квестов из комнат выходить не надо, потому что «полем» для игры становится по сути весь город. Впрочем, «квесты в реальности» сейчас понемногу выходят из комнат. В одном из обзоров мы писали, что сейчас встречаются экзотические «эскейпы» на 20 человек, а в Японии, например, есть квест на стадионе, в котором одновременно могут участвовать до нескольких тысяч игроков.

Впрочем, сходства у городских квестов с квестами комнатными всё-таки есть. Так что мы кратко расскажем о них в нашей подборке.

«Стрит-челлендж»

Из чего выросли современные квесты: история активных игр

Это, пожалуй, самый популярный вид квестов на свежем воздухе. Название его происходит от двух английских слов: street — улица и challenge — соревнование. Получается что-то вроде «уличного состязания».

Главная особенность этих мероприятий в том, что проводятся они на автомобиле. Да-да, чтобы поучаствовать в «стрит-челлендже» вам понадобится машина: пешком тут не играют. Главное же преимущество этих игр — их продолжительность. Одна такая игра занимает не больше 5-6 часов. Проводят игры, как правило, в ночь с пятницы на субботу или с субботы на воскресенье.

Суть челленджа проста: нужно как можно быстрее найти заданные организаторами игры точки (определенный дом, скульптуру или «природный объект» вроде дерева). Обозначение той или иной точки дается в виде загадки или ребуса. Так что команде нужно сначала разгадать головоломку, а потом уже, поняв, куда ехать, отправиться к местонахождению оной.

Важно также сфотографироваться у находки, чтобы потом предоставить эти доказательства арбитрам игры.«Стрит-челленджи» хороши не только своим азартом, но и тем, что помогают в процессе игры побольше узнать о родном городе и посетить такие его места, куда вы бы вряд ли отправились самостоятельно.

Городское ориентирование и его разновидности (Encounter, «Ночной дозор» и др.)

Из чего выросли современные квесты: история активных игр

А эти игры занимают уже куда больше времени, зато для участия в них личный транспорт совсем не обязателен. Главная задача здесь такая же, как и в «стрит-челлендже», только загадок больше и маршруты длиннее.

Encounter — развлечение достаточно древнее. С английского оно переводится как «случайная встреча» или «неожиданное столкновение», но сами участники используют другой —более редкий перевод — «схватка». Именно так назывался дедушка «Энкаунтера».

Сама игра появилась в 2004 году, играть в неё продолжают до сих пор, причём не только в Москве, но и во всех более-менее крупных городах России и стран СНГ. Кроме того, сама игра обросла огромным количеством всевозможных разновидностей.

«Классический» энкаунтер — этот тот же «челлендж»: вы получаете подсказку-загадку, разгадав её, отправляетесь туда, куда указывает правильный ответ, и на месте получаете следующее задание. И так — до финиша. Кто пришел первым, тот и победил.

А вот в разновидностях игры правила и конечные цели могут меняться как угодно. Есть, например, «кэшинг» (или «тайник»), суть которого в том, чтобы найти по заданным GPS-координатам обнаружить некий тайник с призами от организаторов.

Есть чисто творческие разновидности вроде «фотоэкстрима», где нужно за отведённое время сделать постановочную фотографию по заданию организаторов (скажем, «сфотографируйте мужчину с шаром для боулинга на голове, который входит в библиотеку»).

Есть и просто забавные игры вроде «Мокрых войн». Это классическая детская игра с водяными пистолетам, но проходящая на всей территории города с большим количеством участников, представляете?

Разновидность «Энкаунтера» — «Ночной дозор» — это всё то же самое, только ночью. Как говорят участники, так интереснее: нервы щекочет сильнее, да и людей в городе ночью не так много, чувствуешь себя будето на заброшенном объекте.

Ещё одно отличие — разделение игроков в команде на «штаб» и «полевых игроков». Полевые — это те, кто на машине (или на велосипедах, или пешком) занимаются непосредственным выполнением заданий: разгадкой ребусов и поиском нужных точек в городе. Штаб — это группа людей, сидящая в фиксированной точке (в кафе или квартире) с доступом в Интернет. Они помогают полевым искать информацию о нужных местах, а также помогают им решать очередные загадки.

Кто лучше

Как видно, активных игр с головоломками хватало во все времена. Да и сейчас многие из тех развлечений, которые мы в статье называем «дедушками квеструмов» волне себе живы.

Однако «квесты в комнате» всё-таки стоят особняком. Во-первых, квесты типа «выйди из комнаты» компактны. Это значит, что вам не нужно дожидаться субботы и выкраивать несколько часов своего свободного времени, чтобы сыграть в них. Пойти в квеструм можно после (а то и до) работы. И займёт это у вас чуть больше часа. Зато впечатлений будет столько же, если не больше.

Во-вторых, никаких дополнительных приспособлений для игры в «эскейп-рум» вам не потребуется. В конце концов, машины есть далеко не у всех, а почувствовать себя настоящим героем, разгадывающим хитроумные загадки, хочется каждому.

Во-третьих, по зрелищности квесты давно сравнялись (а некоторые и переплюнули) с телевизионными шоу, на которые работает целая команда профессионалов. Так что если хотите почувствовать себя «как в кино», скорее выбирайте себе квестурм и отправляйтесь играть.