Москва изменить город
Ваш город
Москва
Нет, выбрать город Да, Верно
Квесты в Москве \ О квестах \ Клаустрофобия: квест-империя по-русски

Клаустрофобия: квест-империя по-русски

В декабре 2013 года предприниматели Богдан Кравцов, Сергей Кузнецов и Тимур Кадыров открыли в Москве первый квест в реальности под брендом «Клаустрофобия». А в 2015 году издание Forbes оценило прибыль компании в 15 миллионов рублей. Сейчас это самый успешный представитель квестовой индустрии в России, который ежегодно открывает десятки новых комнат в нескольких странах мира. 

На первой площадке «Клаустрофобии» было всего две квест-комнаты: «Психиатрическая больница» и «Советская квартира», а сейчас их только в Москве больше 60-ти. Небольшая площадь, достаточно скромный антураж, - сейчас с такими квестами невозможно выйти на рынок, но тогда ребята были пионерами в этой области и произвели настоящий фурор. Локация открылась как раз перед новогодними праздниками, так что от желающих опробовать новый формат развлечения не было отбоя: создатели позже рассказали в интервью журналистам, что планировали окупиться за 6 месяцев, но благодаря ажиотажу, «вышли в плюс» всего за 6 недель. Лучшей рекламой стал пост Артемия Лебедева, которого создатели пригласили пройти квест одним из первых.

А дальше компания развивалась по франшизе: за 2014 год по данным Forbes именно таким образом открылось 40 квестов под брендом «Клаустрофобия». Быстрее всего бизнес рос в столицах: уже осенью 2014 года «Клаустрофобия» перестала продавать новые франшизы для Москвы и Санкт-Петербурга из-за высокой конкуренции между ними.

В регионах появление квестов под брендом «Клаустрофобия» зависит, в первую очередь, от наличия там людей, готовых заниматься разработкой, созданием и продвижением новых комнат. Наверное, поэтому, еще не исчерпав возможности Российского рынка, компания вышла на международный уровень – первые квесты «Клаустрофобии» за рубежом появились уже в середине 2014 года.

Теперь «Клаустрофобия» - успешный игрок на международном рынке. По количеству локаций, сценариев и охвату стран она успешно входит в пятерку крупнейших сетевых квестов в мире. Уже открыты 15 квестов в Европе, 8 – в Азии и один квест в США, где, кстати, ведется разработка еще трех комнат. У российской сети есть несколько конкурентных преимуществ: во-первых, отечественные квесты, благодаря высокой конкуренции, стали самыми качественными и красочными на мировом рынке – так тщательно, реалистично и необычно квеструмы не делает никто. Во-вторых, сценарии у «Клаустрофобии» (а их уже более 300) уникальны и практически не повторяются от города к городу, в отличие от большинства международных сетей, которые вместе с франшизой продают готовые сценарии с загадками, плодя квесты-клоны в разных городах.

Одна из важных вех в истории компании – запуск игры под названием «Коллекционер». Квестмейкеры по всему миру и раньше привлекали актеров к участию в квестах, в том числе и в сценариях с открытым финалом. В России такого рода развлечения получили название «перформанс», и приобрели популярность  именно благодаря «Клаустрофобии». «Коллекционер» не похож на квест в привычном смысле этого слова: это скорее что-то среднее, между театром одного актера, жестким психологическим тренингом и тестом на стрессоустойчивость. И опытные квестоманы, и новички уверяют, что это – самые сильные эмоции, которые можно испытать, не подвергая свою жизнь непосредственному риску.

Недоброжелатели возмущались «хамским поведением» актера, который нередко вторгался в личное пространство игроков, создавая неловкие ситуации. Как бы то ни было, о «Коллекционере» сразу после его запуска заговорили все, и он стал прародителем целого жанра психологических перформансов о маньяках и безумцах, которые сейчас пользуются среди игроков огромной популярностью.

Отличительная черта «Клаустрофобии» - серьезный подход к маркетингу. Антураж каждого квеста перед запуском снимает профессиональный фотограф, причем не просто так, а с моделями или актерами, одетыми в соответствии с тематикой комнаты. Еще одна «фишка» проекта – резиновые браслеты с логотипом компании, которые получают участники, успешно прошедшие квест.

Для каждой игры выбрана своя цветовая гамма, поэтому настоящие квестоманы собирают целую коллекцию таких украшений. Кроме браслетов, которые можно получить только за квест, у «Клаустрофобии» есть целый интернет-магазин сувениров: блокноты, значки, украшения, одежда, чехлы для смартфонов – в общем, все, чего только могут пожелать фанаты квестмейкера.

Сейчас «Клаустрофобия» вышла далеко за пределы рынка квестов в реальности. Компания открыла парк развлечений в ТЦ «Авиапарк» на Ходынском бульваре, в котором на полутора тысячах квадратных метров можно поиграть в интерактивные игры, пройти и детские, и спортивные квесты, и даже перформансы.

Кроме того, у компании есть проект «Мск 2048» - это целый «импрессивный театр», иначе говоря масштабная реалити-игра в постапокалиптической Москве с живыми персонажами, игровыми миссиями и возможностью перемещаться по всему пространству, создавая на ходу собственную сюжетную линию.

Также «Клаустрофобия» активно продвигает концепцию квест-туризма: команда приезжает в город, в котором есть квесты проекта (сейчас, например, в рамках этого проекта доступны Санкт-Петербург, Нижний Новгород и Екатеринбург), бронирует 8 квестов и получает проживание в хостеле в подарок. Координаторы помогут спланировать все так, чтобы осталось время посмотреть достопримечательности, да еще и добавят каких-нибудь бонусов, вроде бесплатной поездки на такси или экскурсии по городу.

Но сами квест-комнаты остаются главным направлением деятельности компании. По данным официального сайта «Клаустрофобии», на данный момент в 33 городах 12 страна мира работают 157 квеструмов под этим брендом, а всего разработано больше 300 уникальных сценариев. За три года работы компания провела свыше 360 тысяч игр, и только победителей в них набралось почти 900 тысяч (а сколько было тех, кто не сумел выбраться из комнаты за отведенное время)!

«Клаустрофобия» в России – безусловный флагман, поэтому она «задает тон» всему рынку квестов в реальности. Именно она «приучила» российских игроков к качественным кинематографичным декорациям и разнообразию заданий, которые уже давно не сводятся к простому поиску предметов или подбору кода, а сценаристов и организаторов – к необходимости разрабатывать уникальный контент под каждый квеструм.