Москва изменить город
Ваш город
Москва
Нет, выбрать город Да, Верно
Квесты в Москве \ О квестах \ Почему квесты в реальности стали такими популярными? Интервью с психологами

Почему квесты в реальности стали такими популярными? Интервью с психологами

Квесты в реальности становятся всё более популярными не только в Москве, но и в регионах. Создатели придумывают всё более изощренные сюжеты и дорогие декорации. Казалось бы, квестов уже так много: в одной комнате и в трёх, про маньяков и на логику, про прекрасное и ужасное. Но самые разные люди всё равно продолжают на них ходить семьями, компаниями, парами, коллегами.

Мы расспросили трёх психологов, чтобы понять, почему квесты в помещениях стали такими модными, кому лучше всего ходить в них играть, как квесты могут сплотить семью и помочь справиться с фобиями.

Почему квесты в реальности стали такими популярными? Интервью с психологами

Татьяна Норвалейд, семейный психолог

Что касается действия квестов на нервную систему, любые сильные эмоции, в том числе и страх, позволяют усилить вкус жизни. Фильмы ужасов, экстремальные виды спорта — все это вызывает синтез адреналина, а он, как известно, отвечает за выработку дофамина, гормона удовольствия.

Такие «прививки страхом» вполне помогают бороться с подавленными состояниями и делают человека более устойчивым к возможным опасностям. Все это можно рассматривать в положительном контексте только когда человек осознает, что ему не угрожает реальная опасность, и сохранен контроль над ситуацией.

Но большое заблуждение считать, что выброс адреналина на всё действует одинаково. Человек вполне может оказаться в ситуации паники и вообще выпасть из реальности. Если вы видите у кого-то такую реакцию, то, чтобы вернуть его в ресурсное состояние, важно напомнить ему, что это лишь игра, вокруг декорации, дома кот Васька, на работе завтра премия, а после игры мы пойдем в кафе. А еще лучше, в конце добавить: «Ты что будешь: кофе или мороженое?»

Словом, надо вернуть человека в явь.

Есть еще вероятная опасность — если причина в нехватке полноты ощущений в реальной жизни, то человек может сознательно подвергать себя воздействию страха и искать повторения. Длительное и слишком сильное воздействие стрессовых факторов неизбежно приведет к дистрессу.

Поэтому важно соблюдать баланс между напряжением и расслаблением. И не принципиально положительный это стресс (радость победы) или отрицательный.

* * *

Любая победа даже в игре — это способ выработать у себя привычку к успеху. Мы склонны обесценивать свои достижения в играх, квестах, викторинах, и напрасно. Потому что именно из таких вот маленьких вершин собирается наш золотой запас самоуважения. Даже если в реальной жизни больших побед не так много, нужно позволить себе насладиться чувством триумфа и радости.

Тем более, что в психологии существует понятие эустресса — позитивного стресса. Благодаря ему увеличиваются внутренние резервы организма, улучшается память, способность к концентрации. Он поднимает жизненный тонус, дает нам возможность для самореализации.

А еще мне хотелось бы посоветовать участникам квестов поздравлять друг друга и благодарить. Потому что признание твоего вклада в победу другими участниками буквально цементирует нашу веру в себя.

Почему квесты в реальности стали такими популярными? Интервью с психологами

Елена Высоцкая, социальный психолог

Идея квестов в реальности очень интересная. Из несомненных плюсов можно отметить, что квесты вытаскивают людей из виртуального общения в реальное. Ведь в последнее время люди сильно ушли в виртуальное общение, реального стало безумно мало, а без взаимодействия в реальной жизни – жизнь не жизнь.

Если говорить о функциональности квестов, то их можно использовать как диагностику любой системы. Будь то семья, коллектив, компания друзей. Можно выявить проблемы, которые существуют, можно выявить роли, которые каждый занимает в этой системе.

Если ходить играть в квест семьей – это очень даже хорошая альтернатива просиживанию штанов у телевизора. Сейчас бывает так, что люди живут под одной крышей, а друг друга не видят, особенно по причине разного расписания. А тут раз — и собрались все вместе.

Например, сын-подросток, у которого с отцом мало общих интересов, может неожиданно увидеть в отце лидера, но, при условии, что отец таковым является. Еще сейчас часто

встречается, что в семье проблема из-за того, что лидером является женщина. Такие игры помогут увидеть проблемы в распределении ролей.

* * *

Я бы не рассматривала квесты как психотерапию: всё-таки это, в первую очередь, развлечение, но если внимательно наблюдать за людьми в процессе, то можно понять, у кого какие трудности в общении. Особенно важно выбирать квест, исходя из того, насколько человек впечатлительный, насколько он способен относиться к игре, как к игре.

Популярность страшных и щекочущих нервы квестов могу объяснить тем, что в течение рабочего дня человек сдерживает очень много негативных эмоций (влияют этикет, иерархия), от этого никуда не деться. А тут на квесте он может выплеснуть всю агрессию, более открыто проявить эмоции.

Что же касается страха, то часто человек хочет пережить страх, чтобы почувствовать себя живым. «Я боюсь, значит, я живой». Так бывает, когда люди не очень интенсивно чувствуют течение жизни. Когда всё время рутина, какие-то неяркие события.

Я бы предложила создателям квестов сделать квесты для незнакомых людей, которые могли бы все прийти и поиграть. Это было бы отличной альтернативой клубам, барам: ведь в квестах можно лучше понаблюдать, как человек себя проявляет, как добивается своих целей, как работает в команде, как поступает в критической ситуации. Очень интересно было бы.

Почему квесты в реальности стали такими популярными? Интервью с психологами

Анна Кучерявенко, нейропсихолог, психотерапевт

Идея квестов совсем не новая – в советское время были зарницы, ориентирование на местности – это тоже квесты, потом были ролевые игры – это тоже квесты. Компьютерные ходилки – это тоже квесты. Сейчас много таких игр разнообразных: и городское ориентирование, и «Бегущий город», и квесты в комнатах туда же. Закрытые комнаты пока необычны для людей, настораживают, интересуют.

Думаю, что их появление – это определенных виток развития технологий. Люди в них играют разные, кому-то важна интеллектуальная составляющая, кому-то просто надо отыграть свой страх. Например, клаустрофобию, страх смерти, зомби, страшилки и тому подобное. Другие формы – это просмотр страшных фильмов, игры компьютерные.

В принципе, хорошо, что квесты более коммуникативные: если люди встанут из-за стола с компьютером и пойдут в них играть, вроде бы, это прогресс. Но, не такой, как хотелось бы. Потому что страхи лучше прорабатывать, а не отыгрывать. Интеллектуальные и спортивные квесты, конечно, полезнее, чем страшилки.

* * *

Психотерапией страшные квесты не являются. Тут логика такая: я иду туда, где мне страшно, чтобы побояться, еще раз убедиться в том, что всё страшно. С одной стороны, я свой страх преодолел, но всё-таки не проработал. А только снял напряжение.

В принципе, есть некоторые направления в психотерапии, например, психодрама, где используют такие вот методы воспроизведения страхов, но там это лечение и нацелено на конкретного человека, а тут это массовое развлечение за деньги. Это не нацелено на пользу для человека, тут чисто коммерческая история, чтобы человек пришел, заплатил деньги, развлёкся.

Более популярны страшные квесты именно потому, что страх потерять себя – это самый мощный страх, он у нас у всех есть с рождения. Просто кто-то останавливается на этом страхе и всё время себя убеждает, что всё страшно, а кто-то развивается дальше.

Это как с телевидением: очень популярны все эти сериалы на НТВ про убийства, маньяков. Ну, просто людям нравится убеждаться, что всё страшно в мире, чтобы оправдать своё нежелание развиваться.

Сама по себе форма квеста – она очень древняя, казаки-разбойники всякие были очень давно, просто сейчас человек хочет еще демонстрации технических возможностей, декораций, поэтому это форма нашего времени просто.

От редакции

Несмотря на разное отношение к деталям, в одном все опрошенные нами психологи (включая и тех, кто в финальную версию статьи не попал) сходятся: квесты – отличный способ группового взаимодействия.

И не важно, какой группой вы отправились играть: вместе со своей семьей, друзьями или коллегами по работе. Важно, что командная атмосфера – это всегда хорошо.

Ведь на самом деле не важно, во что вы играете командой: в футбол, водное поло, шашки или какую-нибудь настольную «Монополию». Важно, что такие игры помогают каждому из участников раскрыть свой потенциал. А ещё даже самых стеснительных такие игры раскрепощают.

Но в отличие от вышеперечисленных игр квест стоит рекомендовать особо хотя бы и потому, что он – сочетание всех полезных свойств отдельных игр. Загадки на логику и смекалку? Пожалуйста. Физическая активность? Безусловно. Азарт? Сколько угодно.

Так что не стесняйтесь, собирайте свою неповторимую команду игроков и вперёд – выходить из сотен самых разнообразных комнат.